paraplan.kz

бортовой журнал летной школы "Самурык"

Полеты в Бире

Written By: tesla

Полёты. Полёты на параплане. Что это такое? Каждый отвечает на этот вопрос по своему. Для кого-то полёт на параплане это картины. Виды земли в 50\100\300\1000 метрах под ногами, маленькие дома, едва видные автомобили, люди, занимающиеся своими делами, уходящий как никогда до этого далеко горизонт, тонкие линии дорог. Новый взгляд на свою прежнюю жизнь. Для тех, кто двигается дальше и открывает для себя прелести термических или динамических полётов полёт превращается во время. Сперва традиционно пятнадцать минут и много зависти к тем кто задержался в этом фантастическом состоянии полёта дольше тебя хоть на 2 минуты, а может и на три часа. Глотая слюни и любуясь на уносящиеся купола твоих друзей ты начинаешь ценить время нахождения в воздухе. Улучшая своё мастерство, ты превращаешь свой полёт в соревнования с самим собой на выигрыш времени. И по возрастающей, полчаса, час, два, три. Чем больше тем лучше. начинаются настоящие полёты. И вот, когда люди учатся летать, смотря на своих друзей, некоторых начинает привлекать расстояние. Чайные поля, Лагерная, 31й, 27й, Бермуды… Полёты с друзьями, маршруты. Ты начинаешь ценить километры, ставить себе задачи и справляться с ними, впадая в эйфорию, или не справляться, завидуя тем кто справился.

Каждый поехал в Индию за своим. Кто-то за невероятными пейзажами заснеженных Гималаев, столетними соснами в пяти метрах под тобой, уникальной культурой и традиционной экзотикой. Кто-то поехал за временем, ибо полёты в Бире славятся своей длительностью, тренировать своё пилотажное мастерство можно столько, сколько тебе позволит время суток и внутренние пределы. Кто-то поехал за километрами, потому что полёты в Бире, это превосходная возможность начать делать первые серьёзные горные маршруты. Ведь расположение потоков “по-книжке”, их огромное количество практически снимает традиционную проблему равнинных полётов – поиск следующего потока. Индия дала возможность каждому получить от полётов то, что он хочет.

Жалко что не все воспользовались этой возможностью в полной мере. Так уж сошлось, что именно в этом году случилось наибольшее количество трагических ЛП. Из-за этого, нам пришлось сильно себя ограничить в полётах на дальность.

Для меня же Индия предстала несколько другой, нежели я представлял до этого. До поездки Индия была для меня тем райским местом для полётов, где можно стартануть и с отпущенными клевантами, имея по фотоаппарату в каждой руке слетать 40 км до Драмсалы и вернуться на старт, снимая при этом сногсшибательные пейзажи. Первые сообщения из Индии о наборах до 5200м и многокилометровых маршрутах только утвердили меня в моём заблуждении. Первые и достаточно сильные сомнения появились при сообщениях о пилоте, повисшем на скале. Дальнейшие письма о его спасении, ЛП с участием нашего пилота, падение Елены Дмитриевской просто застали меня врасплох. Как в месте нереальной халявы и простоты могло такое произойти? это просто не укладывалось в моей голове. Тут ещё и полёты закрыли. И в таком чувстве глубокого замешательства я поехал туда. Туда, где каждый день виснут на деревьях, не туда садятся, падают и всё что только можно представить вытворяют.

Оказавшись там, я немного успокоился. Первый же полёт привёл меня в восторг. Я получил всё, что хотел на тот момент. Сидя на старте, я получил картины больших паровозов и огромных, по сравнению с нашими, гор. Поднявшись в воздух я получил свою порцию времени. После полётов у нас, поиск потоков на стартовом и соседнем хребтах оказался подобен задачке из первого класса. То есть никаких трудностей, любая более-менее габаритная выпуклость давала плюса. Нависев полтора часа, я с большим запасом высоты пошёл на посадку.

Второй же полёт оказался для меня откровением, к которому я был не готов. Взлетев и набрав высоту над стартовым хребтом, наша группа полетела “налево”, то есть в сторону трэйнстейшена. Я был наслышан о полётах в ту сторону, но всё равно оказался удивлён. Суть полёта на трейнстейшн состоит в том, что нужно просто жаться к склону и крутить только в крайнем случае. То есть весь полёт тебя выпирает над хребтом, затем немного опускает, но высота над рельефом остаётся примерно одинаковой. После полётов в тысячах метрах над рельефом в Алматы, такие Гималайские полёты сильно напрягают. Долетев до трейстейшена, мы развернулись. На обратном пути я, опьянённый “халявой”, совершил очень большую ошибку, перестав сильно жаться к склону. Когда к очередному хребту я пришёл на критически малой высоте, мне пришлось остановиться и донабрать высоту. А вот здесь это оказалось не так легко, как на стартовом хребте. За те минут 8, что я там провисел, я перепробовал всё, пытаясь угнаться за ускользающим потоком. Я пробовал жаться к склону восьмерками, восьмерки подальше от склона, пробовал спиралить, постоянно меняя радиусы поворота. Но казалось бы поймав ядро потока, следующий же мой маневр проходил в его минусах и высота опять возвращалась к исходной. Всё это время я смотрел вокруг и понимал, что садиться здесь негде. Вообще. Тоесть если я сейчас здесь не зацеплюсь, то мне светит что-то очень-очень страшное. От осознания этого аж кровь в жилах закипает. Провисев некоторое время, я всё таки зацепился за поток и поднялся вверх. Наша группа уже ушла вперёд, и мы с Ильёй(который остался меня ждать) полетели к старту. Дальнейший полёт проходил нормально. Когда мы подлетали к старту, в рации начался разговор о том, что кто-то упал на стартовый хребет и обсуждение плана его спасения. Илья начал метиться на посадку на старт. Я полетел на наш штатный лэндинг, чтобы не путаться под ногами. Чувство безопасности появилось у меня лишь когда я встал на обе свои ноги и положил купол на землю.

Следующие дни прошли более спокойно, потому что мы летали выше от рельефа и по более безопасным местам. То есть “направо”, к Ред Темплу. Хочу заметить, что далеко мы всё равно не летали. Весь период нашего двухнедельного пребывания в Индии мы “тусовались” в песочнице 10 км в одну и 15 км в другую сторону. Вдоволь насытившись картинами и временем, желаемую дозу расстояний я так и не получил. От части от того что не хватало мастерства, от части от того, что было страшно. Страшно лететь далеко без большой сопровождающей толпы. Страшно искать посадку в незнакомом месте, особенно после красочных рассказов о местных полях, поэтому я всегда разворачивался в нужное время и садился на штатный лэндинг. Вообще так много страха по ходу полётов у меня не было никогда до этого. Но всё равно, когда садишься на землю, ты вспоминаешь те картины, которые ты сегодня повидал, обрабатываешь опыт, который сегодня накопил. Смотря на тех кто летает, дольше, дальше и просто качественнее появляется самое главное, желание дальнейшей работы над собой, осознания того, что твой сегодняшний супер-полёт ещё далеко не предел твоих возможностей. Как примеры можно привести нашего Илью, который, казалось мог висеть в воздухе и после захода Солнца, но просто жалел нас и опускался на землю спустя значительное время после посадки основной массы. Также вызывал восхищения Волков, гонявший свой тандем в Драмсалу и обратно, когда мы едва доходили до Бигфейса. Мастерство нашего украинского друга, обрабатывающего потоки “на ушах” с той-же эффективностью, что и его учлёт на нормальном крыле. А в день когда была плотная инверсия, и мы очень поздно стартанули из-за этого, просто не мог не вызывать восторга Евгений Грязнов, который стартанул на час-полтора раньше всех нас, и в потоке, едва подававшем признаки жизни, выживал очень продолжительное время. Не менее долго он набирал и на соседнем хребте. Он это всё делал под наши дружные разговоры о 15минутном сливе под горку. И в конце концов, когда мы поднялись в воздух и обнаружили, что погода не так уж и плоха, он уже был на нормальной высоте на Ред Темпле. Вот что значит, уметь летать.

В целом всё прошло хорошо, и я, надеюсь, обязательно побываю тут ещё раз. Вот тогда непременно погода будет лучше, база выше, никто не будет травмироваться, и крутить в твоём потоке противоположные спирали. И мы, возглавляемые синим Эволюшеном, всей толпой пролетим свои первые стокилометровые маршруты=)

Игорь Зыгин