paraplan.kz

бортовой журнал летной школы "Самурык"

Краткая история

Written By: tesla

Новейшую историю развития парапланерного  спорта  следует   начинать   с истории одного замечательного изобретения.

В  1964 году американский конструктор Домина Джалберт (Domina Jalbert) изобрёл концепцию  новейшего революционного и очень необычного  управляемого воздушного змея – (парашюта). Новый парашют имел прямоугольную  форму и был сшит из  двух слоёв ткани.  Во время полете пространство между слоями ткани наполнялось воздухом, у парашюта появлялась толщина. Благодаря этому,  новая парашютная система  получила дополнительную   возможность скользить относительно воздуха подобно крылу, создавая подъёмную силу.

Главной особенностью нового парашюта, было наличие  достаточно большой горизонтальной  скорости. В отличие  от классической схемы круглого щелевого парашюта, который только и мог, что вертеться на месте, новый  был по - настоящему управляемым.  После раскрытия парашют Джалберта довольно быстро планировал вперёд, поворачивал в любую сторону и  позволял парашютисту контролировать скорость приземления, садиться точно в цель.
Спуск на парашюте превратился   из замедленного снижения в планирование. Вскоре новый летающий аппарат получил соответствующее название – глайдирующий парашют или парашют – “крыло”.                                                    
  Благодаря изобретению Джалберта в парашютном спорте появились новые, современные дисциплины.  Такие как:  купольная акробатика и  приземление на точность.

Современный ПАРАПЛАН  очень похож на глайдирующий парашют. В этом нет ничего удивительного. Ведь очевидно, что первым в мире парапланом был именно нестандартно использованный  парашют – крыло Домина Джаламберта.
Прямое предназначение любого парашюта – это   обеспечение безопасного спуска парашютиста или груза с высоты.  История умалчивает о том, кому первому в голову пришла идея  использовать новое изобретение не по назначению. Возможно она пришла сразу нескольким людям.  Возможно,  это были  скучающие парашютисты. Действительно, если под рукой  нет  самолёта  и есть парашют,  почему бы  не  раскрыть его заранее и не  попробовать  прыгнуть на  нём со  склона горы.

Даже современные глайдирующие парашюты не отличаются высокой летучестью.  Чтобы оторвать от склона парашют –  крыло, нужно   набрать  большую  скорость. Не удивительно, что   первые  пилоты использовали для  ускорения и отрыва от склона  лыжи. На  горнолыжных курортах даже появилась новая  забава  под названием параскай.
Конструкторская мысль не стояла на месте. Увлечённые новой идеей авантюристы – испытатели   пытались усовершенствовать парашют, заставить его лучше отрываться от склона  и летать как можно дальше. Для  этого к парашюту пришивали дополнительные секции,  меняли его форму,  экспериментировали с углами атаки, изменяли длины строп.  Со временем появилось множество  переделок   глайдирующего парашюта и это был уже не тот парашют.  Конечно, на перешитых куполах уже  нельзя было прыгать с самолёта, они попросту не раскрылись бы или порвались.  Так, в результате опытов и переделок из  гладирующего парашюта родился новый класс летательных аппаратов – ПАРАПЛАН.

Понадобилось некоторое время, чтобы  чудесную машину под названием   ПАРАПЛАН заметили люди. Та простота, с которой параплан позволял  обычному человеку  летать,  поражала воображение.
Компактная, лёгкая, удобная в переноске и хранении техника, которая  летала не хуже дельтаплана, позволяла парить, набирать высоту,  летать на большие расстояния.  Цена параплана по сравнению с другими летательными аппаратами тоже была вне конкуренции. По сей день параплан это самый недорогой способ научиться летать.  У парапланерного спорта  быстро  появились свои  поклонники.

С течением времени популярность нового вида авиационного спорта неуклонно возрастала.
Приток  людей, мечтающих летать, создал  спрос на новые крылья.  А спрос, как известно,  рождает предложение.  Появились  фирмы,  специализирующиеся на производстве парапланов. В развитие и производство техники  начали вкладывать деньги. Между производителями  возникла конкуренция. Это, в свою очередь, положительно отразилось на развитии  направления. Каждый год появлялись всё новые и новые модели парапланов. В их производстве стали применять   новые конструкторские решения, технологии производства. Изобретались новые более совершенные  материалы.

Сегодня параплан – это  высокотехнологичное изделие, изготовленное из специальных,  выпускаемых только  для этого материалов. В конструкции крыла применяются новейшие знания и технологии. При всём этом параплан продолжает оставаться  самым  простым, доступным и недорогим из всех известных на сегодняшний день летательных аппаратов.

В настоящее время парапланерный спорт  продолжает бурно развиваться. История парапланерной техники и спорта  продолжается.

Люди, которые внесли вклад в развитие парапланерного спорта.

Отто Лилиенталь – первый в истории лётчик.
Френсис Рогалло – изобретатель концепции полностью мягкого крыла.
Дейвид Беришь – первый автор концепции парапланерного спорта.
Домина Джаламберт – изобретатель концепции мягкого крыла Parafoil.