Новейшую историю развития парапланерного спорта следует начинать с истории одного замечательного изобретения.
В 1964 году американский конструктор Домина Джалберт (Domina Jalbert) изобрёл концепцию новейшего революционного и очень необычного управляемого воздушного змея – (парашюта). Новый парашют имел прямоугольную форму и был сшит из двух слоёв ткани. Во время полете пространство между слоями ткани наполнялось воздухом, у парашюта появлялась толщина. Благодаря этому, новая парашютная система получила дополнительную возможность скользить относительно воздуха подобно крылу, создавая подъёмную силу.
Главной особенностью нового парашюта, было наличие достаточно большой горизонтальной скорости. В отличие от классической схемы круглого щелевого парашюта, который только и мог, что вертеться на месте, новый был по - настоящему управляемым. После раскрытия парашют Джалберта довольно быстро планировал вперёд, поворачивал в любую сторону и позволял парашютисту контролировать скорость приземления, садиться точно в цель.
Спуск на парашюте превратился из замедленного снижения в планирование. Вскоре новый летающий аппарат получил соответствующее название – глайдирующий парашют или парашют – “крыло”.
Благодаря изобретению Джалберта в парашютном спорте появились новые, современные дисциплины. Такие как: купольная акробатика и приземление на точность.
Современный ПАРАПЛАН очень похож на глайдирующий парашют. В этом нет ничего удивительного. Ведь очевидно, что первым в мире парапланом был именно нестандартно использованный парашют – крыло Домина Джаламберта.
Прямое предназначение любого парашюта – это обеспечение безопасного спуска парашютиста или груза с высоты. История умалчивает о том, кому первому в голову пришла идея использовать новое изобретение не по назначению. Возможно она пришла сразу нескольким людям. Возможно, это были скучающие парашютисты. Действительно, если под рукой нет самолёта и есть парашют, почему бы не раскрыть его заранее и не попробовать прыгнуть на нём со склона горы.
Даже современные глайдирующие парашюты не отличаются высокой летучестью. Чтобы оторвать от склона парашют – крыло, нужно набрать большую скорость. Не удивительно, что первые пилоты использовали для ускорения и отрыва от склона лыжи. На горнолыжных курортах даже появилась новая забава под названием параскай.
Конструкторская мысль не стояла на месте. Увлечённые новой идеей авантюристы – испытатели пытались усовершенствовать парашют, заставить его лучше отрываться от склона и летать как можно дальше. Для этого к парашюту пришивали дополнительные секции, меняли его форму, экспериментировали с углами атаки, изменяли длины строп. Со временем появилось множество переделок глайдирующего парашюта и это был уже не тот парашют. Конечно, на перешитых куполах уже нельзя было прыгать с самолёта, они попросту не раскрылись бы или порвались. Так, в результате опытов и переделок из гладирующего парашюта родился новый класс летательных аппаратов – ПАРАПЛАН.
Понадобилось некоторое время, чтобы чудесную машину под названием ПАРАПЛАН заметили люди. Та простота, с которой параплан позволял обычному человеку летать, поражала воображение.
Компактная, лёгкая, удобная в переноске и хранении техника, которая летала не хуже дельтаплана, позволяла парить, набирать высоту, летать на большие расстояния. Цена параплана по сравнению с другими летательными аппаратами тоже была вне конкуренции. По сей день параплан это самый недорогой способ научиться летать. У парапланерного спорта быстро появились свои поклонники.
С течением времени популярность нового вида авиационного спорта неуклонно возрастала.
Приток людей, мечтающих летать, создал спрос на новые крылья. А спрос, как известно, рождает предложение. Появились фирмы, специализирующиеся на производстве парапланов. В развитие и производство техники начали вкладывать деньги. Между производителями возникла конкуренция. Это, в свою очередь, положительно отразилось на развитии направления. Каждый год появлялись всё новые и новые модели парапланов. В их производстве стали применять новые конструкторские решения, технологии производства. Изобретались новые более совершенные материалы.
Сегодня параплан – это высокотехнологичное изделие, изготовленное из специальных, выпускаемых только для этого материалов. В конструкции крыла применяются новейшие знания и технологии. При всём этом параплан продолжает оставаться самым простым, доступным и недорогим из всех известных на сегодняшний день летательных аппаратов.
В настоящее время парапланерный спорт продолжает бурно развиваться. История парапланерной техники и спорта продолжается.
Люди, которые внесли вклад в развитие парапланерного спорта.
Отто Лилиенталь – первый в истории лётчик.
Френсис Рогалло – изобретатель концепции полностью мягкого крыла.
Дейвид Беришь – первый автор концепции парапланерного спорта.
Домина Джаламберт – изобретатель концепции мягкого крыла Parafoil.